Подготовка к движению и троганье с места

Подготовка к движению и троганье с места

Подготовка к движению и троганье с места

В самом начале обучения вождению кандидат в водители обычно знакомится с автомобилем автошколы, условно говоря, готовым к эксплуатации. Будущему водителю не обязательно следить за техническим состоянием автомобиля - за него это сделают штатные механики и инструктор. Совсем иначе приходится действовать при покупке и начале эксплуатации автомобиля собственного. Поневоле приходится осваивать <матчасть>: регулярно проверять уровни масла и охлаждающей жидкости, следить за давлением воздуха в шинах, зарядкой аккумуляторной батареи и др. Нередко начинающий водитель, особенно владелец подержанного автомобиля, вынужден с первых шагов за рулем постигать тайны ремонта, премудрости пуска и вождения автомобиля, не совсем, скажем так, исправного.

Казалось бы, неплохо посвятить начинающего хотя бы в азы устройства автомобиля - но слишком уж много придется рассказывать, ведь мир автомобилей, пусть не в такой степени, как мир людей, но все же весьма разнообразен. Не говоря уже о том, что чуть ли не каждый автомобиль имеет свой, особенный, <характер>, а порой и настоящий <норов>. По-хорошему, такого быть не должно, но, видимо, так устроен мир.

Поэтому поговорим сразу о том, что объединяет автомобили и их водителей. Приемы вождения, в частности процесс троганья с места, одинаковы для водителей практически независимо от того, за рулем какого автомобиля они находятся: дорогого или дешевого, большого или маленького, нового или подержанного. Для тех, кто может заподозрить нас в <уравнивании> конструкций автомобилей, имеющих, к примеру, разные типы привода, оговоримся, что их различия становятся заметны только в экстремальных ситуациях, о которых мы ниже поговорим отдельно. В нормальных условиях повседневного движения все автомобили равны в правах. В противном случае владельцы передне-, задне- и полноприводных автомобилей вынуждены были бы учиться в разных автошколах.

Итак, займем место за рулем некоего усредненного и полностью исправного автомобиля с механической коробкой передач. Подготовимся к поездке.

Последовательность действий водителя перед «стартом»

  • Сев за руль, сразу же займите удобное и правильное положение. Проверьте регулировку сиденья, рулевого колеса, зеркал заднего вида;
  • проверьте, включен ли стояночный тормоз. Если нет, включите его;
  • проверьте, находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении. Если нет, переведите его в нейтральное положение;
  • включите зажигание и практически сразу — стартер. Двигатель должен пуститься;
  • при низких температурах зимой для облегчения пуска рекомендуется нажать до упора педаль сцепления независимо от положения рычага переключения передач. Это облегчит пуск двигателя. Можно сделать это и в любую другую погоду, чтобы «подстраховать» себя от случайного рывка автомобиля при пуске двигателя, который произойдет, если вы забыли выключить передачу;
  • после того как двигатель заработал, еще раз проверьте положение рычага переключения передач (оно должно быть нейтральным) и плавно отпустите педаль сцепления.

На автомобиле с автоматической коробкой передач:

  • включите (если выключен) стояночный тормоз;
  • переведите селектор АКП в положение Р (паркинг, стоянка) или N (нейтральное). Впрочем, в большинстве случаев при ином положении селектора двигатель не пустится;
  • включите зажигание и стартер — двигатель должен пуститься.

Наш автомобиль готов начать движение. Но следует помнить, что двигатель должен прогреться, особенно если он был пущен после остановки более чем на 2–3 часа.

Рабочая температура охлаждающей жидкости двигателя составляет 90 градусов, поэтому даже в летнюю жару остановленный на несколько часов двигатель полностью остывает. Начинать движение рекомендуется только после того, как охлаждающая жидкость прогреется хотя бы до 40–50 градусов (стрелка на указателе ее температуры достигнет первого деления шкалы). В противном случае, особенно на автомобилях, оснащенных системой питания с карбюратором, двигатель будет дергаться, внезапно останавливаться, не развивать полной мощности, и езда будет некомфортной.

При необходимости остановки двигателя, особенно после поездки, дайте ему немного (1–2 мин) поработать на холостом ходу.

Мы привели самые общие рекомендации по пуску автомобильного двигателя. Однако руководство по эксплуатации вашего автомобиля может содержать дополнительные, иногда важные сведения на этот счет, поэтому рекомендуем вам обязательно прочесть его.

Последовательность действий водителя при троганьи с места

  • Проверьте, включен ли стояночный тормоз и находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении;
  • пустите и прогрейте двигатель;
  • убедитесь в отсутствии помех для движения, посмотрев вперед и через зеркала заднего вида — вправо, влево и назад;
  • включите указатель левого поворота;
  • нажмите до упора педаль сцепления (выключите сцепление) и включите первую передачу. Если у вас возникли затруднения при включении передачи, верните рычаг в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления и нажмите ее еще раз, после чего снова попытайтесь включить первую передачу;

ВНИМАНИЕ! Педаль сцепления при переключении передач всегда следует нажимать до упора.

  • выключите стояночный тормоз и перенесите правую руку на рулевое колесо;
  • еще раз убедитесь в отсутствии помех для движения и начинайте постепенно отпускать педаль сцепления, выбирая ее свободный ход. Помните, что ваш взгляд должен быть направлен на дорогу, а не на органы управления автомобилем, которые вы должны научиться чувствовать с помощью только мышечных ощущений. Плавно отпуская педаль сцепления, прислушивайтесь к тому, как работает двигатель. Если частота вращения коленчатого вала двигателя начинает падать, значит, вы достигли момента «схватывания» сцепления. Постарайтесь как можно точнее запомнить положение педали сцепления в момент «схватывания». В этот момент надо слегка задержать ногу на педали сцепления и увеличить подачу топлива, плавно нажимая педаль «газа». Автомобиль тронется с места. Продолжая увеличивать подачу топлива (нажимать педаль «газа»), плавно отпускайте педаль сцепления.

ВНИМАНИЕ! Увеличивать подачу топлива необходимо в момент «схватывания» сцепления.

Процесс троганья с места не столь прост, как кажется на первый взгляд. Напротив, это одна из наиболее трудных задач для новичка. Если вы справились с ней, считайте, что вы уже «поехали»: остальное будет даваться много проще. Но так бывает крайне редко. Представьте, что неподготовленному человеку приходится на несколько секунд скоординировать действия обеих рук и ног, причем каждая из конечностей должна выполнить операцию, отличную от тех, что выполняют три других! Итак, левая нога движется «на себя», постепенно отпуская педаль сцепления. Правая движется ей «навстречу», нажимая педаль «газа». Правая рука, проконтролировав включение первой передачи, движется к рулевому колесу, в то время как левая рука это самое колесо удерживает, одновременно «следя» за подрулевым переключателем указателя поворота, который необходимо не только вовремя включить, но и не забыть выключить. По сути, несколько мгновений водитель работает как человек-оркестр!

Интересно, что во всем этом многообразии движений практически не принимает участия… голова. Да-да, не улыбайтесь! Если бы водитель обдумывал каждое из своих действий, движение на дорогах вскоре было бы просто парализовано. В том-то и дело, что многие приемы управления автомобилем довольно быстро переходят в разряд автоматических. Через какое-то время, проведенное за рулем, вы заметите, что вам уже не нужно для включения необходимой передачи искать глазами рычаг коробки передач — рука справится с этим сама. Аналогично и левая нога приучится успевать нажать педаль сцепления до упора, прежде чем правая рука коснется рычага. А левая рука будет щелкать указателем поворота, едва у вас в мозгу сформируется мысль о необходимости выполнить поворот или перестроение. И вслед за каждым таким «щелчком» вы автоматически будете переводить взгляд на зеркало заднего вида или оборачиваться, если обзор вам покажется недостаточным. Но пока вы только учитесь трогаться с места, вам поневоле придется обдумывать каждое из своих действий, более того — каждый нюанс любого необходимого действия.

Итак, основные ошибки новичка при троганьи с места таковы. Автомобиль дергается и останавливается, упорно не желая двинуться вперед? Значит, вы недостаточно сильно нажимаете педаль «газа» или слишком рано отпускаете педаль сцепления. Автомобиль срывается с места, как ошпаренный? Вы слишком сильно нажимаете педаль газа. При слишком позднем отпускании педали сцепления автомобиль трогается с места, но разгоняется медленно, неохотно, а через несколько минут езды в таком режиме в салоне появляется неприятный запах, означающий, что накладки ведомого диска сцепления приказали долго жить. Но эта ошибка все же наименьшая: старт с места с пробуксовкой сцепления получается наиболее плавным и наиболее часто удается новичку. Главное — приучиться отпускать педаль сцепления, когда автомобиль тронулся с места.

Методика работы над ошибками проста и бесхитростна: более тщательная координация взаимодействия рук и ног и практика, практика и еще раз практика. Постепенно научитесь, ведь как-то справляются же с этим миллионы водителей. Если бы это было невозможно, мы бы до сих пор ездили в телегах и верхом.

На автомобилях с автоматической коробкой передач троганье с места проще: водителю достаточно лишь перевести селектор в положение D или любое другое, означающее «движение», и начать плавно нажимать педаль «газа». Не забудьте при этом выключить стояночный тормоз и включить указатель поворота, который предупредит других водителей о том, что вы начинаете (или намерены начать) движение.

После того как вы все же тронулись с места и совершили первую, пусть короткую, поездку, автомобиль необходимо остановить. Для этого:

  • включите указатель правого поворота;
  • отпустите педаль «газа» и перенесите правую ногу на педаль тормоза. Плавно нажимая педаль тормоза, снизьте скорость движения автомобиля, но не останавливайте его;
  • левой ногой нажмите до упора педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • продолжайте плавно нажимать педаль тормоза, пока автомобиль не остановится;
  • отпустите педаль сцепления и включите стояночный тормоз;
  • выключите указатель поворота;
  • выключите двигатель.

На автомобиле с автоматической коробкой передач достаточно плавно отпустить педаль «газа», перенести правую ногу на педаль тормоза и, плавно нажимая ее, остановить автомобиль, а затем перевести селектор в положение N или Р и выключить двигатель. Включение стояночного тормоза также никто не отменял.

Приучите себя перед остановкой автомобиля непременно смотреть в зеркала заднего вида. Это поможет вам избежать попутного столкновения. Ведь пока вы только учитесь, вы думаете, прежде всего, о себе, своих действиях за рулем и своем автомобиле. А на дороге нельзя не думать о других участниках движения. Для них ваши действия могут оказаться непредвиденными, тем более что поначалу они неуклюжи и противоречивы.

Новички нередко забывают вовремя включать указатели поворота, резко тормозят и останавливаются, перед маневрами надолго задумываются или, наоборот, перестраиваются и поворачивают внезапно и «грубо», причем лишь потому, что начинающий водитель попросту забыл посмотреть в зеркало. Все это может привести к неприятным последствиям, в том числе к дорожно-транспортному происшествию. При этом никто и не подумает списать случившееся на неопытность новичка: выехав на дорогу, он становится таким же полноправным участником движения, как любой другой водитель. Соответственно, и спрос с него такой же.

Последовательность действий водителя при переключении передач

  • Тронувшись с места, увеличьте подачу топлива и наберите скорость приблизительно 20 км/ч. Нажимайте педаль «газа» плавно. Резкое нажатие приводит к пробуксовке (проскальзыванию) колес даже на сухой дороге и повышенному износу шин. Держите правую ногу на педали «газа» так, чтобы нога упиралась в пол каблуком, а ее мысок был слегка сдвинут вправо;

ВНИМАНИЕ! Когда вы нажимаете педаль сцепления, педаль «газа» должна быть отпущена.

  • снимите правую ногу с педали «газа» и одновременно быстро нажмите до упора педаль сцепления;
  • переведите рычаг переключения передач из положения первой передачи в положение второй, задержав рычаг примерно на 1 с в нейтральном положении. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выравнивание частоты вращения шестерен в коробке передач;
  • плавно, но быстро отпустите педаль сцепления и одновременно увеличьте подачу топлива, нажимая педаль «газа». Автомобиль продолжит движение на второй передаче, и у вас появится возможность набрать более высокую скорость;
  • переход на последующие передачи осуществляется с той же последовательностью действий. При этом, чем выше включаемая передача, тем быстрее можно отпускать педаль сцепления.

Еще лучше, если в комбинации приборов автомобиля присутствует тахометр. Оптимальный диапазон частот вращения коленчатого вала двигателя при смене передач — 2 500–3 500 мин–1. Для более интенсивного разгона можно «раскручивать» двигатель и дальше — до 4 000–5 000 мин–1, однако «укладывать» стрелку прибора в красную зону шкалы не рекомендуется. Троганье с места, напротив, происходит при низких частотах вращения коленчатого вала: 1 500–1 700 мин–1. Минимальная же частота, на которой двигатель еще «работоспособен», составляет около 750–800 мин–1. В таком режиме двигатель может работать только на холостом ходу.

Автоматическая коробка «освобождает» водителя от необходимости выбора передач: она выбирает их самостоятельно, при этом переключение на более высокие передачи происходит по мере нажатия водителем педали «газа» и достижения двигателем некоей определенной частоты вращения коленчатого вала, зависящей от настроек «автомата». С одной стороны, это упрощает процесс управления автомобилем, с другой — лишает водителя права самостоятельно «распоряжаться» передачами в зависимости от условий движения. Впрочем, современные «автоматы» позволяют водителю в случае необходимости перейти на «спортивный» (для интенсивного разгона) или «зимний» (для езды в трудных условиях) режим, а также «разрешить» коробке переключение только до 3-й, 2-й или 1-й передачи. Наиболее совершенные автоматические коробки имеют режим ручного переключения передач.

При движении на подъем или в других ситуациях, когда на автомобиль действуют дополнительные силы сопротивления, для переключения передач надо выбирать верхний предел указанного диапазона скоростей. На спусках, наоборот, выбирайте нижний предел.

Переключать передачи надо уверенным движением, но без усилий, нажимая педаль сцепления до упора. Помните, что при движении не рекомендуется держать ногу на педали сцепления, а также продолжительное время держать сцепление выключенным, т. е. нажимать педаль сцепления (например, при ожидании возможности выехать на перекресток). Это приводит к повышенному износу деталей механизма сцепления.

Последовательность действий водителя при нисходящем переключении передач

  • Отпустите педаль «газа». При необходимости можно использовать педаль тормоза для снижения скорости автомобиля до верхнего предела диапазона минимальных скоростей, соответствующего включаемой передаче;
  • нажмите педаль сцепления до упора;
  • быстро переведите рычаг переключения передач в положение, соответствующее включаемой передаче, без задержки в нейтральном положении. Плавно отпускайте педаль сцепления и увеличивайте подачу топлива нажатием педали «газа».

При понижении передач не обязательно строго «перебирать» их одну за другой. Можно после движения на четвертой или пятой передаче, достаточно снизив скорость, перейти на вторую или третью передачу. В этих случаях рекомендуется использовать перегазовку.

Выполняется она так:

  • отпустите педаль «газа»;
  • нажмите до упора педаль сцепления;
  • переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение,
  • отпустите педаль сцепления;
  • кратковременно нажмите педаль «газа» и быстро отпустите ее. Чем больше перепад скоростей, тем сильнее должно быть нажатие педали «газа»;
  • быстро нажмите педаль сцепления и включите нужную передачу;
  • отпустите педаль сцепления. Автомобиль продолжит движение на выбранной вами передаче, а перегазовка позволит включить ее легче.

ВНИМАНИЕ! Чем ниже включаемая передача, тем плавнее надо отпускать педаль сцепления. Резкое включение сцепления может вызвать занос автомобиля при движении на скользком покрытии.

Снизить скорость движения автомобиля можно следующими способами

  • Торможение двигателем. Для этого надо просто убрать ногу с педали газа. Чем более низкая передача включена, тем интенсивнее будет торможение автомобиля двигателем. Если вы хотите получить более существенное снижение скорости при торможении двигателем, переключайте передачи в нисходящем порядке. Такой способ снижения скорости применяется при движении по скользкой дороге;
  • торможение с помощью педали тормоза;
  • торможение двигателем и педалью тормоза.

При торможении двигателем вероятность заноса автомобиля значительно меньше, чем при торможении педалью тормоза, однако и скорость замедления автомобиля значительно меньше.

Оптимальным вариантом является сочетание торможения двигателем и педалью тормоза, т. е. комбинированный способ.

При любом способе торможение должно быть по возможности плавным, при чем, чем хуже сцепление колес с дорогой, тем более плавным должно быть торможение.

Резкое торможение, вызванное нажатием педали тормоза или резким отпусканием педали сцепления при переходе на пониженную передачу, может вызвать блокировку, т. е. полное затормаживание колес, которые в этом случае начинают скользить по дороге (происходит так называемое торможение на юз). В этом случае путь, который проходит автомобиль до полной остановки, сильно увеличивается.

Поэтому правильное торможение — это торможение без блокировки колес, при котором воздействовать на педаль тормоза надо плавными короткими нажатиями: нажал плавно — отпустил быстро.

На крутых спусках или при движении по очень скользкой дороге можно применить торможение двигателем с последовательным переключением передач в нисходящем порядке. Техника его выполнения та же, что и при переходе с высшей передачи на низшую с перегазовкой. При этом после включения очередной низшей передачи педаль сцепления отпускают очень плавно, а педаль «газа» не нажимают.

При экстренном торможении, когда надо очень быстро остановить автомобиль, следует упереться левой ногой в пол автомобиля, а правой резко нажать педаль тормоза до полной блокировки колес. Если есть возможность, лучше выключить передачу, если нет - не тратить на это времени. Как только колеса заблокируются, надо отпустить педаль тормоза, а затем опять нажать и так до полной остановки автомобиля.

При комбинированном способе торможения надо перенести правую ногу с педали <газа> на педаль тормоза и плавно нажимать ее, не переводя при этом рычаг переключения передач в нейтральное положение. Работая педалью тормоза, вы снижаете скорость до нужной величины. Если надо затормозить до полной остановки, то при снижении скорости автомобиля до 20-25 км/ч нажмите педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, после чего отпустите педаль сцепления и тормозите педалью тормоза до полной остановки автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Резкое торможение всегда опасно, поэтому старайтесь заранее обнаружить опасность.

Если вы, поздно заметив яму на дороге, не можете объехать ее, то перед съездом в яму надо отпустить педаль тормоза, чтобы уберечь от резкого удара переднюю подвеску.

Остановка

Никогда не останавливайтесь резко как при движении в транспортном потоке, так и при подъезде к месту стоянки. Прежде чем остановиться или просто начать замедление, всегда посмотрите в зеркало заднего вида, не движется ли за вами транспортное средство. Перед остановкой предупредите следующих за вами водителей заранее, включив указатель поворота и несколько раз слегка нажав педаль тормоза. При этом у вашего автомобиля сзади несколько раз загорятся и погаснут сигналы торможения, которые предупредят других водителей о том, что вы хотите остановиться. Остановить автомобиль можно около тротуара или на обочине дороги, но так, чтобы не создавать помех для других участников движения.

Последовательность действий водителя при остановке

  • Посмотрите в зеркало заднего вида;
  • включите указатель правого поворота;
  • перенесите правую ногу с педали «газа» на педаль тормоза и плавно нажмите ее;
  • направьте автомобиль к краю проезжей части;
  • когда скорость автомобиля снизится до 15–20 км/ч, нажмите педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • отпустите педаль сцепления;
  • с помощью педали тормоза остановите автомобиль;
  • выключите указатель правого поворота.

Движение задним ходом

Движение на автомобиле задним ходом, по сути, ничем не отличается от движения на нем вперед на первой передаче. Разве что при этом другие передачи водителю недоступны (т. е. максимальная скорость  ограничена), да еще приходится ради обзора дороги жертвовать «обзором» органов управления и приборов автомобиля.

ВНИМАНИЕ! При движении задним ходом автомобиль поворачивает в сторону, куда вы поворачиваете рулевое колесо.

При въезде на перпендикулярную парковку

  • Выключите стояночный тормоз;
  • возьмитесь левой рукой за верхнюю часть рулевого колеса. Такое положение руки позволит вам сохранять контроль за движением автомобиля при движении задним ходом;
  • нажмите педаль сцепления и включите передачу заднего хода;
  • развернитесь всем телом вправо, положите правую руку на спинку своего или соседнего сиденья, а голову поверните так, чтобы хорошо видеть обстановку через заднее стекло. При этом следите, чтобы рулевое колесо оставалось неподвижным;
  • отпускайте педаль сцепления, выбирая свободный ход педали. Как только вы достигнете точки <схватывания> сцепления, увеличьте подачу топлива, нажимая педаль «газа». Автомобиль тронется с места «кормой вперед»;
  • передаточное отношение шестерен в коробке передач при включении передачи заднего хода выше, чем при включении первой передачи переднего хода. Это позволяет водителю более плавно тронуться с места, а «порог» минимальной возможной скорости движения снизится. При необходимости можно воспользоваться пробуксовкой сцепления, слегка нажимая или отпуская педаль сцепления для снижения или увеличения скорости;
  • левой рукой удерживайте рулевое колесо в положении, соответствующем положению колес для движения по прямой. При отклонении автомобиля вправо (по ходу движения) корректируйте траекторию поворотом рулевого колеса влево. При отклонении автомобиля влево поворачивайте рулевое колесо вправо.

Разворот в один прием

Место, где вы хотите развернуться, должно хорошо просматриваться в обе стороны. Вблизи не должно быть переломов или поворотов дороги, закрывающих обзор вам и другим участникам движения, а также приближающихся транспортных средств. Помните также, что ваш маневр не должен противоречить Правилам дорожного движения РФ.

Последовательность действий водителя при развороте в один прием

  • Включите указатель правого поворота. Посмотрите в зеркало заднего вида;
  • остановите автомобиль справа у обочины или бордюра;
  • включите указатель левого поворота;
  • осмотрите обстановку со всех сторон автомобиля, особенно в зоне ограниченной видимости слева;
  • начинайте движение вперед, быстро и плавно поворачивая рулевое колесо влево;
  • увеличьте скорость;
  • в завершающей части разворота постепенно выравнивайте колеса автомобиля.

Разворот в два приема

Развернуться в два приема можно с использованием прилегающих территорий. Следует избегать разворота с использованием территории, прилегающей слева, так как это связано с выездом на полосу встречного движения, а затем с движением по ней задним ходом.

Безопаснее всего использовать для разворота в два приема территорию, прилегающую справа:

  • приблизившись к въезду на прилегающую справа территорию и поравнявшись с его правым краем, включите сигнал правого поворота;
  • остановитесь за въездом на расстоянии около 1 м от бордюра;
  • оцените обстановку сзади и на прилегающей территории (указатель правого поворота включен);
  • включите передачу заднего хода и начинайте движение;
  • когда задний бампер вашего автомобиля достигнет начала поворота (въезда), начинайте поворачивать рулевое колесо вправо. Следите за тем, чтобы заднее правое колесо не наехало на бордюр или тротуар. Двигайтесь по крайней правой стороне въезда (а не по левой), выравнивая траекторию рулевым колесом;
  • въехав на прилегающую территорию, выровняйте колеса и остановитесь;
  • переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • осмотрите обстановку на дороге, включите указатель левого поворота, а затем первую передачу;
  • завершайте разворот поворотом налево.

Разворот в три приема

Разворот в три приема выполняется в том случае, когда дорога слишком узка для разворота в один прием, а для разворота в два приема нет прилегающей территории.

Такой разворот требует больше времени и места для маневрирования, поэтому нужно особенно внимательно следить за окружающей обстановкой:

  • остановитесь у правого края дороги как можно ближе к обочине или бордюру. Если высота бордюрного камня большая, будьте осторожны, чтобы не наехать на него при развороте, так как это может привести к повреждению автомобиля;
  • оцените обстановку в обоих направлениях, включите указатель левого поворота;
  • когда дорога будет свободна на достаточно большом расстоянии, медленно начинайте движение вперед, при этом быстро и плавно поворачивая рулевое колесо влево;
  • когда передние колеса будут находиться в 1–1,5 м от противоположного бордюра, начинайте останавливаться, одновременно быстро поворачивая рулевое колесо вправо так, чтобы после остановки колеса вашего автомобиля были повернуты вправо. Следите за тем, чтобы не наехать на бордюр;
  • включите передачу заднего хода и указатель правого поворота. Оцените обстановку на дороге. Медленно двигаясь задним ходом, быстро поворачивайте рулевое колесо вправо до упора;
  • когда до противоположного бордюра останется 1–1,5 м, одновременно с торможением начинайте быстро поворачивать рулевое колесо влево. Приближаясь к бордюру, опасайтесь деревьев, столбов и других объектов, стоящих у дороги;
  • остановитесь у бордюра, включите указатель левого поворота и первую передачу. Еще раз оцените обстановку и начинайте медленное движение с быстрым поворотом рулевого колеса влево до тех пор, пока не займете нужную вам полосу.

ВНИМАНИЕ! Вращать рулевое колесо следует, когда автомобиль находится в движении. Поворот колес после остановки является ошибкой.

Параллельная парковка

Если расстояние между двумя автомобилями, стоящими друг за другом у обочины или тротуара больше двух длин вашего автомобиля, можете заезжать на парковку между ними передним ходом. Если это свободное пространство меньше, то заезжайте задним ходом. В этом случае последовательность ваших действий должна быть такова:

  • двигаясь параллельно стоящим автомобилям, остановите свой автомобиль напротив автомобиля А так, чтобы боковой интервал до него равнялся 0,3–1,0 м, а задний бампер вашего автомобиля поравнялся с его задним бампером;
  • оцените обстановку сзади и слева. Включите передачу заднего хода;
  • начинайте медленно въезжать на место стоянки, поворачивая рулевое колесо вправо до тех пор, пока ваш автомобиль не займет положение под углом 45° к бордюру. При этом средняя стойка вашего автомобиля должна находиться на уровне заднего бампера автомобиля А;
  • продолжая движение назад, начинайте быстро поворачивать колеса в другую сторону, т. е. влево, до тех пор, пока правый угол переднего бампера вашего автомобиля не поравняется с левым углом бампера автомобиля А. Следите за тем, чтобы не задеть автомобиль А;
  • поворачивая руль влево до упора, въезжайте на свободное место между стоящими автомобилями. Когда ваш автомобиль расположится параллельно бордюру, начинайте поворачивать колеса вправо, выравнивая их. Остановите свой автомобиль перед автомобилем Б;
  • включите первую передачу и немного продвиньтесь вперед, чтобы занять положение посередине между автомобилями А и Б.

Последовательность действий водителя при выезде с параллельной парковки:

  • оцените обстановку на проезжей части. Включите передачу заднего хода и приблизьтесь вплотную к стоящему сзади автомобилю;
  • включите указатель левого поворота. Еще раз осмотрите обстановку сзади и сбоку от вашего автомобиля. Особое внимание обратите на зоны ограниченной видимости;
  • включите первую передачу и медленно двигайтесь вперед, поворачивая колеса влево так, чтобы выехать со стоянки под углом около 45°;
  • когда передние колеса вашего автомобиля поравняются с задним бампером впередистоящего автомобиля, начинайте поворачивать рулевое колесо вправо. Следите за правым передним крылом своего автомобиля;
  • еще раз оцените (в зеркала) обстановку на дороге и выезжайте со стоянки.

Парковка под углом

Сложность парковки под углом (в большинстве случаев она осуществляется передним ходом) связана с тем, что у вас мало места для маневра и ограничена видимость. Двигаясь параллельно стоящим автомобилям, найдите место для парковки там, где видимость лучше. Следите за выезжающими с парковки автомобилями. Увидев свободное место:

  • включите указатель правого поворота;
  • сохраняйте боковой интервал до стоящих автомобилей не менее 1,5 м. Двигайтесь очень медленно. Когда ветровое стекло вашего автомобиля поравняется с левым задним углом автомобиля, за которым вы хотите припарковаться, начните поворачивать рулевое колесо вправо;
  • медленно въезжайте на место парковки, выравнивая колеса так, чтобы находиться посередине между стоящими справа и слева автомобилями. Следите за передним левым и задним правым крыльями своего автомобиля, чтобы не задеть стоящие автомобили;
  • когда передняя часть автомобиля выедет на место парковки, выровняйте колеса и медленно двигайтесь вперед до тех пор, пока не подъедете к бордюру правым передним колесом.

При выезде с места стоянки под углом:

  • пропустите проезжающие автомобили. Опасность маневра связана с тем, что вам придется выезжать на проезжую часть задним ходом, поэтому внимательно оцените обстановку сзади автомобиля и будьте готовы затормозить;
  • включите передачу заднего хода и медленно выезжайте со стоянки;
  • когда задний бампер вашего автомобиля поравняется с задним бампером автомобиля, стоящего справа, остановитесь и внимательно оцените обстановку на дороге. Если вам плохо видно, посмотрите через окна стоящего автомобиля;
  • когда заднее стекло вашего автомобиля поравняется с задним бампером автомобиля, стоящего справа, начинайте поворачивать рулевое колесо вправо. Следите за левым передним крылом своего автомобиля;
  • когда вы выехали на середину полосы, выровняйте колеса, включите первую передачу и начинайте движение вперед.

Перпендикулярная парковка

При въезде на перпендикулярную парковку:

  • посмотрите в зеркало заднего вида;
  • включите указатель правого поворота;
  • снизьте скорость и двигайтесь на расстоянии 1,5–2 м от стоящих автомобилей;
  • когда передний бампер вашего автомобиля поравняется с левым краем стоящего автомобиля, за которым вы хотите остановиться, поворачивайте рулевое колесо вправо;
  • въезжая на стоянку, следите за левым краем переднего бампера и правой стороной своего автомобиля. Въезжайте посередине между стоящими автомобилями, выравнивая колеса поворотом рулевого колеса влево;
  • остановите автомобиль перед бордюром.

При выезде с перпендикулярной парковки:

  • оцените обстановку сзади, включите передачу заднего хода;
  • двигаясь задним ходом, будьте готовы к остановке. Когда ветровое стекло вашего автомобиля поравняется с задним бампером автомобиля, стоящего справа, начните поворачивать рулевое колесо вправо;
  • когда ваш передний бампер минует задний бампер стоящего автомобиля, поворачивайте рулевое колесо вправо быстрее;
  • выехав со стоянки, выровняйте колеса и остановитесь;
  • включите первую передачу и двигайтесь вперед.

Парковка на уклоне

При парковке или кратковременной остановке автомобиля на дороге с уклоном (т. е. на подъеме или спуске) необходимо предпринять меры, препятствующие скатыванию автомобиля.

На спуске дороги, имеющей бордюр, при парковке надо направить передние колеса автомобиля вправо так, чтобы правое переднее колесо упиралось в бордюрный камень.

На подъеме дороги, имеющей бордюр, надо направить передние колеса автомобиля влево так, чтобы правое переднее колесо слегка касалось бордюра. Учтите, что для этого нужно остановиться максимально близко к бордюру.

На спуске или подъеме дороги, не имеющей бордюра, поверните передние колеса автомобиля вправо.

Если автомобиль начнет скатываться, он, по крайней мере, не окажется на проезжей части, а съедет на обочину.

Прежде чем сесть за руль

Экспресс-задание. Знаете ли вы назначение и расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления автомобилем? Попросите кого-нибудь перечислять их вслух, а сами дотрагивайтесь до каждого из них, глядя при этом вперед на дорогу. Это надо уметь делать точно и быстро. Все, что расположено справа от рулевого колеса, приводится в действие правой рукой, все, что расположено слева, — левой. Показания приборов надо уметь считывать с одного взгляда.

Начало движения

Экспресс-задание. Умеете ли вы точно определить место нахождения точки «схватывания» сцепления? В этот момент частота вращения коленчатого вала двигателя падает. Поставьте на капот вашего автомобиля стакан с водой и попробуйте тронуться с места так, чтобы не разлить воду.

  • Упражнение 1. Тренируем навыки действия педалями «газа» и тормоза.
  • Упражнение 2. Тренируем навыки действия педалью сцепления.
  • Упражнение 3. Тренируем навыки действия педалями тормоза, «газа», сцепления.

Разгон и переключение передач

  • Упражнение 1. Потренируйтесь в определении динамики разгона вашего автомобиля на разных скоростях. Постарайтесь запомнить, как разгоняется автомобиль при различной силе нажатия педали «газа».
  • Упражнение 2. Попробуйте запомнить на слух звук работы двигателя в моменты оптимального переключения каждой передачи и выполнить разгон, ориентируясь не по спидометру или тахометру, а по звуку двигателя и скорости набегания дороги.
  • Упражнение 3. Потренируйтесь в переключении передач по счету. Когда рычаг находится в нейтральном положении, считайте про себя: «раз, два». На счет «три» переведите рычаг в положение, соответствующее требуемой передаче.

Траектория движения

Упражнение. Выбрав участок неровной дороги, где нет интенсивного движения (например, за городом), двигайтесь по нему с минимальной скоростью. Слегка придерживая рулевое колесо пальцами, обратите внимание на его самопроизвольные повороты при переезде автомобилем неровностей дороги.

Торможение

Упражнение. Чтобы научиться чувствовать начало блокировки колес, найдите зимой участок дороги, свободный от движения. Сделайте мелом на всех колесах своего автомобиля по четыре метки. Начав движение и разогнавшись, начните плавно тормозить до блокировки колес. Как только колеса перестанут вращаться (это будет видно по нанесенным меткам), ваш напарник, стоящий у дороги, должен засвистеть в свисток. В этот момент уменьшите давление на педаль тормоза. Затем опять начните увеличивать усилие до следующего свистка и т. д.

Маневрирование в ограниченном пространстве

Упражнение. Быстро и правильно разворачиваться вам будет значительно проще, если вы потренируетесь на площадке размером 15x15 м, выполняя следующие маневры. Пунктиром на рисунке показано направление движения задним ходом, сплошной линией — передним.

Парковка

Упражнение 1: «одно касание». Установите спереди и сзади автомобиля стойки высотой около 1,5 м. Постарайтесь подъехать к передней стойке так, чтобы коснуться ее, но при этом не сбить. Подъезжайте сначала левым краем, потом серединой, затем правым краем автомобиля. То же — задней частью автомобиля. Попросите кого-нибудь фиксировать расстояние, которое вы переехали или не доехали, и сообщать вам об этом после каждой попытки. Так обучитесь быстрее.

Упражнение 2: «от ворот до ворот». Расставьте на площадке восемь конусов или стоек, как показано на рисунке. Теперь попробуйте проехать в этом коридоре передним и задним ходом. Если это для вас просто, сдвиньте вторые и четвертые ворота влево и повторите попытки. Затем сдвиньте ворота влево еще больше.

Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки

  • Упражнение 1. Двигаясь по дороге, вы видите впереди стоящий автомобиль. Определите на глаз расстояние до него в метрах.
  • Упражнение 2. Вам навстречу движется автомобиль. Определите, в какой точке дороги вы с ним разъедетесь.
  • Упражнение 3. Выезжая со второстепенной дороги на главную, прикиньте, сколько времени займет у вас этот маневр. Начиная его, считайте: одна тысяча один (на проговаривание этих слов уходит ровно одна секунда), одна тысяча два и т. д., пока не завершите маневр. Правильна ли была ваша первоначальная оценка?
  • Упражнение 4. Подъехав к перекрестку, к которому справа приближается транспортное средство, определите, сколько времени пройдет до его подъезда к перекрестку. Проверьте на счет и сравните со временем на маневр, который вы хотели выполнить на пересечении.

Как правильно "читать" дорогу

Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности дорожного движения. Действительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, а он в свою очередь смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи. А ведь подобные ситуации возникают очень часто. В чем же здесь причина? Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей практически не изменились за последние несколько тысяч лет, а вот требования к ним возросли многократно. Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управлению ими. Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки. В условиях интенсивного движения у водителя все чаще наступает информационная перегрузка: он начинает пропускать важную информацию, в результате чего принимает неверные решения, приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию.

Можно ли считать главной причиной происшествий недостатки зрительных возможностей водителя и напряженность дорожного движения? Нет. И вот почему. В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомобилем так, чтобы избежать ситуаций, требующих «чудес» восприятия, т. е. использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Многие водители даже не задумываются над тем, правильно ли они наблюдают за дорогой.

Между тем рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения дают возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимые для этого время и пространство, гарантированно обезопасить себя от пропуска важных объектов дорожно-транспортной обстановки, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением автомобилем.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу. Для того чтобы осмыслить дорожную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомобилем элементах. К ним относятся: дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика; дорожная разметка; дорожные условия; поведение и состояние других участников дорожного движения.

Хотя их расположение и характер в дорожно-транспортной ситуации (ДТС) различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транспортной обстановкой. Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля; рациональное чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов; постоянный контроль обстановки сзади и сбоку автомобиля.

Представьте путь движения своего автомобиля как полосу пространства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него. Исследования показали, что опытные водители выдерживают нужное направление движения своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Центр пути движения представляет собой условную точку, расположенную впереди на пути движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.

При наблюдении за различными элементами дорожно-транспортной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдельных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обычно он находится посередине полосы движения, если автомобиль движется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда закончит прохождение данного участка дороги.

Правило первое: выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения.

Подтверждением правильности использования центра пути движения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных исследований, которые были проведены при помощи киносъемки. Полученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине.

Правило второе: смотрите как можно дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность.

Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредственно перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди. Нужно с самого начала заставлять себя «отрывать» взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед. Так, чтобы перед возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль. Это значит, что смотреть надо на расстояние, превышающее остановочный путь вашего автомобиля. Ведь вам нужно: успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее степень, решить, что делать, и реализовать свое решение.

Определим более точно расстояние опережающего наблюдения. При движении за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, которое вы пройдете за 12 с, двигаясь с данной скоростью.

Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен, но, научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно наблюдать, контролировать дистанцию. Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется. Итак, учимся определять расстояние в секундах. Для этого замечаем какой-нибудь неподвижный объект в области, где располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т. д.), и начинаем считать: одна тысяча один, одна тысяча два и так далее до одной тысячи двенадцати. Получим 12 с. Если вы доехали до объекта, не досчитав до одной тысячи двенадцати, то при следующей попытке надо перевести взгляд еще дальше вперед.

12 секунд — это то время, которое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как опасный объект окажется на расстоянии, меньшем, чем тормозной путь вашего автомобиля.

Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного торможения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания из 12 с «времени неприкосновенного запаса», требуемого водителю для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8 с. Но ведь объект опасности может двигаться навстречу вашему автомобилю. Допустим, что он движется со скоростью, равной вашей. Тогда на восприятие, оценку и принятие решения остается 4 с. Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе опытные водители.

Правило третье: активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и на прилегающей территории.

Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому ваши глаза должны быть активны, т. е. находиться постоянно в движении. Они как бы «ощупывают» окружающую обстановку.

Наблюдение следует вести не только за проезжей частью дороги, но и за прилегающей территорией. Это позволит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог.

Четкое восприятие возможно только при использовании центрального зрения. Область центрального зрения ограничивается конусом с углом в 3° в горизонтальной плоскости. Однако острота зрения достаточно хороша в пределах 10–15°. В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше. Объекты, не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения, которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позволяет быстро обнаружить движущийся объект.

Правило четвертое: не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте.

Наиболее распространенная ошибка при наблюдении дорожной обстановки — это длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомобилей, внешность водителей, пассажиров и т. п.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глазами. Ведь движение глаз требует времени.

Например, для перевода и фиксации взгляда из крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. Ночью, а также при искусственном освещении это время увеличивается. За это время автомобиль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, вы рискуете не заметить главные (или наиболее опасные).

Для того чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение только для рассматривания важных с точки зрения безопасности движения объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание, иначе вы рискуете пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность.

Довольно много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущееся сзади транспортное средство. Причина — в неумении правильно пользоваться зеркалами заднего вида и объединять в целостное представление то, что вы видите впереди своего автомобиля, с тем, что увидели в зеркале заднего вида.

Наблюдать за обстановкой сзади надо несколько раз в минуту с помощью быстрых взглядов в зеркало заднего вида. При этом необходимо обращать внимание на следующее:

  • не слишком ли мала дистанция до транспортного средства, движущегося за вами;
  • нет ли транспортных средств, водители которых начинают обгон вашего автомобиля;
  • нет ли транспортных средств, догоняющих вас на большой скорости.

Не рекомендуется смотреть в зеркало заднего вида слишком долго, особенно если вы движетесь за лидирующим автомобилем, ведь он может неожиданно и резко затормозить. Взгляд в зеркало заднего вида должен быть быстрым.

Всегда проверяйте обстановку сзади и сбоку перед началом движения или перестроением: не создаете ли вы своим маневром помех для движения других участников ситуации? Наблюдать за обстановкой сбоку надо с помощью бокового зеркала и поворота головы. Особое внимание обращайте на присутствие транспортных средств в зоне ограниченной видимости.

Перед торможением всегда проконтролируйте обстановку сзади через зеркало заднего вида. Особенно это важно в следующих случаях:

  • вы снижаете скорость, увидев на дороге опасность, которая может быть не видна водителю автомобиля, следующего за вами. Например, вы поворачиваете за угол дома и видите автомобиль, стоящий на полосе вашего движения;
  • вы собираетесь свернуть на примыкающую дорогу или во двор;
  • вы останавливаетесь, чтобы заехать на стоянку.

Правило пятое: постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля.

Это позволит иметь вам целостное представление о том, что происходит вокруг вас. Особенно важно знать о присутствии, направлении и скорости движения всех участников, находящихся рядом. Хотя они в данный момент и не пересекают путь вашего движения, но могут это сделать.

Правило шестое: перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу заранее убедитесь, что место, которое вы хотите занять, свободно.

Наблюдая за автомобилем, движущимся по дороге или полосе, на которую вы хотите выехать, вы можете не заметить, что движущийся впереди вас автомобиль остановился, и наехать на него при повороте. Эту распространенную ошибку часто совершают водители-новички, еще не научившиеся быстро «вертеть головой», особенно в подобных ситуациях.

Правило седьмое: чем больше ваша скорость, тем «шире» должен быть ваш взгляд.

При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается. Поэтому на больших скоростях ваш взгляд должен быть более подвижным. Не концентрируйте его в одной точке. Контролируйте обстановку сбоку автомобиля.

Ошибки наблюдения

  • Ситуация 1. Водитель красного автомобиля подъезжает по второстепенной дороге к пересечению с главной, при этом он собирается повернуть направо. Впереди него движется автомобиль, водитель которого подал сигнал правого поворота и останавливается, пропуская транспорт, движущийся по главной дороге. Когда там появился интервал, этот водитель начинает поворот. Водитель красного автомобиля трогается сразу же за ним и при этом наблюдает только за транспортом, движущимся по главной дороге. Выезжая на нее, он совершает наезд на внезапно остановившийся автомобиль.

Ошибка водителя красного автомобиля заключается в том, что он перестал наблюдать за впередиидущим автомобилем и не заметил, как тот внезапно остановился. Оценивая, хватит ли ему времени для совершения маневра, он забыл о находящемся впереди автомобиле, предполагая, что тот уже завершил маневр.

Причины внезапной остановки впередиидущего автомобиля могут быть вызваны следующими обстоятельствами: остановился двигатель; водитель автомобиля решил дождаться более безопасных условий для поворота; возникли помехи движению.

Вероятность ошибки повышается при высокой интенсивности транспортного потока на главной дороге, большой очереди автомобилей, ожидающих возможности выезда на главную дорогу, плохом освещении. Столкновение автомобилей еще более вероятно на скользкой дороге.

  • Ситуация 2. Водитель красного автомобиля, опережая начавший движение от остановки автобус, неожиданно увидел пешехода, перебегающего дорогу в непосредственной близости от него. Чтобы избежать наезда на пешехода, а также лобового столкновения со встречным автомобилем, водитель красного автомобиля стал тормозить и поворачивать вправо, при этом столкнулся с автобусом, о котором совершенно забыл.

Ошибка водителя заключалась в том, что он вовремя не заметил пешехода, начавшего переходить дорогу, и не снизил скорость движения в такой ситуации. Причиной позднего обнаружения пешехода является то, что он не контролировал всю обстановку впереди автомобиля, включая придорожную зону, на которой находилась группа людей, ожидающих возможности перебежать дорогу, чтобы сесть в подъезжающий к остановке автобус. Водитель концентрировал внимание только на транспортных средствах, находящихся на проезжей части.

Вероятность возникновения ошибки повышается при наличии «точек притяжения» для пешеходов на противоположной стороне автобусной остановки, например, магазинов, кинотеатров и т. п.

  • Ситуация 3. Водитель синего автомобиля, двигаясь со скоростью 90 км/ч по пригородной дороге, начинает обгон транспортного средства.

Водитель встречного крупногабаритного средства повернул вправо к обочине и снизил скорость, чтобы облегчить выполнение маневра. Водитель красного автомобиля, не видя синий автомобиль, начинает обгон грузовика. В результате синий и красный автомобили сталкиваются.

Ошибка водителей автомобилей связана с поздним обнаружением друг друга. Наблюдение за обстановкой в непосредственной близости от своего автомобиля — характерная ошибка начинающих водителей. Отсутствие контроля обстановки на достаточно большом расстоянии впереди приводит к позднему обнаружению опасностей, которых можно было избежать.

  • Ситуация 4. Водитель легкового автомобиля начал разворот недалеко от стоящего на остановке автобуса.  Посмотрев в зеркало заднего вида, он не заметил другой легковой автомобиль, приближающийся сзади в попутном направлении, так как стоящий сзади автобус уменьшал обзор дороги. При развороте водитель сконцентрировал свое внимание на встречном движении, наблюдая за грузовым автомобилем. Выехавший из-за автобуса автомобиль столкнулся с разворачивающимся автомобилем.

Ошибка водителя в данном случае связана с отсутствием повторного наблюдения за местом возможного появления опасности. Причиной этого явилась недооценка вероятности появления опасности, а также полное отвлечение внимания на другие объекты дорожной обстановки.

Вероятность возникновения ошибки повышается при малом расстоянии поворачивающего автомобиля до стоящего автобуса, а также при большой интенсивности движения по встречной полосе, малой ширине проезжей части, большой длине разворачивающегося транспортного средства. Чтобы вовремя заметить опасность, надо полностью осматривать всю видимую обстановку на дороге и около нее, непрерывно переключая внимание с одного места на другое.

  • Ситуация 5. Водитель легкового автомобиля хочет сменить полосу движения для левого поворота. Посмотрев в зеркало заднего вида и одновременно подав сигнал левого поворота, он начинает выезжать на соседнюю левую полосу движения, где и происходит столкновение с движущимся по этой же полосе в попутном направлении автомобилем.

Ошибка водителя связана с тем, что он не учел обстановку в не просматриваемой через зеркало заднего вида зоне слева от его автомобиля.

Вероятность возникновения такой ошибки повышается в следующих случаях: при неправильной регулировке зеркала заднего вида; уверенности в том, что при подаче сигнала левого поворота водитель движущегося сзади транспортного средства уступит дорогу; при дефиците времени и пространства, оставшихся при перестроении на левую полосу; плохом знании маршрута движения; большой плотности движения; загрязнении стекол автомобиля.

  • Ситуация 6. Водитель автобуса, подъехав к остановке общественного транспорта, приступил к посадке пассажиров. Автобус уже был почти заполнен пассажирами, поэтому при закрывании дверей возникли сложности: часть пассажиров не смогла сесть в автобус. Водитель подал сигнал левого поворота и тронулся с места, продолжая при этом следить за дверьми. При отъезде автобуса произошло столкновение с автомобилем, движущимся по соседней левой полосе движения.
  • Ситуация 7. Водитель грузового автомобиля подъезжает к регулируемому перекрестку с намерением повернуть направо.  Подав сигнал правого поворота, он останавливается в ожидании зеленого сигнала светофора. С правой стороны он оставляет небольшое пространство для того, чтобы не наехать на тротуар при повороте. Тронувшись с места на разрешающий сигнал светофора, автомобиль сталкивается с мотоциклом, также начавшим движение.

Ошибка водителя грузового автомобиля связана с отсутствием контроля за обстановкой справа от него. Мотоциклист, стоящий справа, попадает в зону, недоступную для обзора водителя большегрузного автомобиля, поэтому ему необходимо было это учитывать.

Вероятность возникновения ошибки повышается при совершении поворота без предварительной остановки на перекрестке, при наличии большого свободного пространства между грузовым автомобилем и правым краем дороги.

Ошибки общения

  • Ситуация 8. Водитель стоящего у правого края дороги легкового автомобиля начинает движение после стоянки. Выезжая без предварительной подачи предупреждающего сигнала, водитель резко поворачивает руль влево, чтобы объехать стоящий впереди грузовой автомобиль. При этом он забывает проконтролировать обстановку сзади и слева. В результате происходит столкновение с другим автомобилем, водитель которого заметил маневр легкового автомобиля только тогда, когда тот почти выехал на полосу его движения.

Ошибка водителя заключается здесь в том, что он начал движение, не проконтролировав обстановку слева и сзади, и не включил левый указатель поворота. Способствующими происшествию ошибками являются также неожиданный для других участников движения быстрый выезд на соседнюю левую полосу из-за резкого поворота рулевого колеса и большого ускорения при начале движения.

Вероятность возникновения ошибок увеличивается из-за спешки или сильного утомления, при наличии объектов или событий, отвлекающих внимание водителя. Например, водителю могут помешать стоящие впереди транспортные средства, малое пространство для маневра, стоящий сзади крупногабаритный автопоезд или автобус.

  • Ситуация 9. Водитель грузового автомобиля намеревается совершить поворот в узкий проезд, примыкающий к дороге слева. Так как ширина дороги невелика, он решает начать поворот из крайнего правого положения, включает указатель правого поворота и, приняв вправо, останавливается против проезда. Бросив беглый взгляд в зеркало бокового вида и не увидев легковой автомобиль, находящийся сзади в не просматриваемой зоне, водитель грузовика начинает поворот, забыв выключить указатель правого поворота. Водитель легкового автомобиля, полагая, что грузовик остановился, начинает объезжать его. Происходит столкновение.

Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: забыл выключить указатель правого поворота, чем ввел в заблуждение водителя легкового автомобиля; недостаточно хорошо контролировал обстановку сзади.

Вероятность совершения такой ошибки увеличивается при плохом знании маршрута, неправильной регулировке зеркал бокового вида, плохой видимости, повышенной сложности выполнения поворота из-за недостаточного пространства и больших габаритов транспортного средства. Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при резком начале маневра после остановки, наличии встречного движения.

  • Ситуация 10. Водитель грузового автомобиля, намереваясь занять крайнюю левую полосу движения, посмотрел в зеркало бокового вида, подал сигнал левого поворота и сразу же начал смену полосы движения, где столкнулся с легковым автомобилем, движущимся сзади по этой полосе.

Водитель грузовика совершил следующие ошибки: недооценил скорость движения легкового автомобиля и расстояние до него; поздно подал сигнал, предупреждающий о намерении совершить маневр, что не позволило водителю легкового автомобиля вовремя среагировать и правильно действовать. Сопутствующей ошибкой водителя грузового автомобиля может быть также слишком резкое изменение направления движения.

Вероятность совершения ошибки увеличивается при высокой плотности движения, низких динамических характеристиках автомобиля, больших скоростях движения, при плохой видимости и в темное время суток. Вероятность возникновения происшествия в результате ошибки повышается при большом различии в тормозных характеристиках автомобилей, больших габаритах грузового автомобиля, скользком дорожном покрытии.

Выбор скорости

  • Ситуация 11. Двигаясь со скоростью 50 км/ч, водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, начинает объезжать стоящий на остановке автобус. Неожиданно перед ним появляется пешеход, вышедший из-за автобуса. Водитель автомобиля, пытаясь избежать наезда, выезжает на полосу встречного движения, где сталкивается со встречным транспортным средством.

Ошибка водителя заключается в выборе слишком большой скорости при объезде автобуса. Выбранная скорость движения в такой ситуации не позволяет ему предотвратить наезд на пешехода, не выезжая на полосу встречного движения. Рекомендуемая скорость при объезде стоящего на остановке автобуса 15–20 км/ч. Кроме того, для предупреждения возможного конфликта может быть подан предупреждающий сигнал светом фар.

Причины ошибок водителя обычно связаны с недооценкой вероятности выхода пешеходов из-за автобуса и скорости своего движения. Вероятность возникновения ошибки повышается из-за того, что водитель отвлекся от наблюдения за обстановкой, а также из-за интенсивности движения.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки увеличивается при большой массе и габаритах автомобиля, малом интервале до автобуса, плохой видимости обстановки впереди из-за неблагоприятных атмосферных условий или загрязнения ветрового стекла, узкой проезжей части, скользком дорожном покрытии, большой скорости движения пешехода.

  • Ситуация 12. Водитель легкового автомобиля, двигаясь со скоростью 60 км/ч, приближается к пешеходному переходу. Слева от пешеходного перехода стоят несколько человек. Во встречном направлении движется грузовой автомобиль. Водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, подъезжает к пешеходному переходу. При этом видимость обстановки слева на переходе для него закрыта встречным транспортным средством, из-за которого неожиданно появляется пешеход, быстро переходящий дорогу по пешеходному переходу. Водитель легкового автомобиля не смог предотвратить наезд.

Ошибка водителя заключается в выборе слишком большой скорости при проезде обозначенного пешеходного перехода при наличии транспортных средств, закрывающих обзор. Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления пешехода в момент проезда пешеходного перехода или несвоевременным обнаружением пешехода.

Вероятность наезда на пешехода в результате ошибки повышается при малой ширине проезжей части, наличии крупногабаритного транспортного средства, закрывающего обзор обстановки. Тяжесть последствий ошибки увеличивается при скользком покрытии и малой ширине проезжей части.

  • Ситуация 13. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по главной дороге, собирается повернуть на дорогу, примыкающую справа. Поворачивая со скоростью 30 км/ч, он выезжает на полосу встречного движения, где совершает наезд на подъезжающий к главной дороге легковой автомобиль. В данной ситуации возможен также наезд на пешехода, стоящего на середине дороги в ожидании проезда грузовика.

Ошибка водителя грузового автомобиля заключается в неправильном выборе скорости движения, в результате чего произошло увеличение радиуса поворота автомобиля. Причина этого — недооценка последствий выполнения маневра с данной скоростью.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки водителя увеличивается при наличии объектов, закрывающих обзор (здания, растения), малой ширине проезжей части примыкающей дороги, интенсивном пешеходном движении по примыкающей дороге.

  • Ситуация 14. Водитель легкового автомобиля приближается по свободной крайней правой полосе дороги к регулируемому перекрестку в момент переключения красного сигнала светофора на желтый. Несколько транспортных средств стоят у стоп-линии в ожидании зеленого сигнала светофора. Находящееся среди них крупногабаритное транспортное средство закрывает обзор обстановки на перекрестке.

Водитель, не снижая скорости, выезжает на перекресток при смене желтого сигнала на зеленый и совершает столкновение с автобусом, завершающим проезд перекрестка в пересекающем направлении. Другим видом происшествия в такой ситуации может быть наезд на пешехода, заканчивающего переход дороги.

Ошибка водителя заключается в выборе большой скорости при подъезде к перекрестку в условиях ограниченной видимости обстановки, что приводит к значительному опережению других транспортных средств, начинающих движение на разрешающий сигнал светофора.

Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления других участников движения на перекрестке в момент смены желтого сигнала светофора на зеленый.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки увеличивается при короткой фазе смены желтого сигнала на зеленый, при большой ширине перекрестка, при интенсивном движении на нем.

Торможение

  • Ситуация 15. Водитель легкового автомобиля, движущегося по закруглению дороги, видит, что автобус впереди начал торможение и останавливается. Перед тем как его объехать, водитель легкового автомобиля решает снизить скорость, для чего резко нажимает педаль тормоза. В результате автомобиль заносит, он попадает на встречную полосу движения и на обочине опрокидывается. Данная ситуация грозит также столкновением со встречным транспортным средством, наездом на неподвижное препятствие или стоящее транспортное средство в результате заноса.

Ошибка водителя автомобиля заключается в применении (для снижения скорости) экстренного торможения с полной блокировкой колес, что является наиболее распространенной причиной заноса автомобиля. ДТП могут способствовать выбор большой скорости, отвлечение внимания, малая дистанция следования, неправильно сформированный навык экстренного торможения.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки увеличивается при малом радиусе поворота, скользком покрытии дороги, изношенных шинах автомобиля, малой ширине дороги, интенсивном движении.

  • Ситуация 16. Грузовой автомобиль с прицепом движется по спуску узкой дороги. Навстречу с большой скоростью приближается легковой автомобиль. Водитель грузовика поворачивает вправо и резко тормозит с полной блокировкой колес. Прицеп заносит влево, и происходит его столкновение с легковым автомобилем.

Ошибка водителя — торможение с полной блокировкой колес. Причиной, способствующей ДТП, может быть выбор слишком большой скорости движения.

Другими видами ДТП в данной ситуации могут быть опрокидывание, попутное столкновение с находящимся впереди автомобилем.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибок увеличивается при скользком покрытии дороги, большой плотности движения, большой разнице в тормозных характеристиках транспортных средств, неумении водителя устранить занос автомобиля.

  • Ситуация 17. Грузовой автомобиль, двигаясь со скоростью 50 км/ч за лидирующим автомобилем, подъезжает к регулируемому перекрестку. Сигнал светофора меняется с зеленого на желтый. Водитель грузовика полагает, что легковой автомобиль не будет останавливаться перед перекрестком, а проедет его на желтый сигнал. Поэтому он не снижает скорость движения. Легковой автомобиль перед самым перекрестком резко тормозит. Водитель грузовика сильно нажимает педаль тормоза, полностью блокируя колеса автомобиля. В результате автомобиль заносит, и он выезжает на соседнюю левую полосу движения, где сталкивается с находящимся на ней транспортным средством.

Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: не снизил скорость движения при приближении к перекрестку; выбрал малую дистанцию до впередиидущего автомобиля; применил экстренное торможение с полной блокировкой колес.

Торможение

Во многих критических ситуациях возникает необходимость экстренно остановить автомобиль или быстро снизить скорость. Ниже рассмотрены основные приемы торможения, применяемые в таких ситуациях.

Помните, что контакт стопы правой ноги с педалью тормоза должен быть в наиболее чувствительном месте — т. е. в ее верхней части.

Достичь максимально возможного замедления при торможении возможно, применяя такие приемы, которые позволят тормозить на грани блокировки колес. Помните, что при движении юзом, т. е. при полной блокировке колес, когда они перестают катиться, а начинают скользить по поверхности дороги, тормозной путь сильно увеличивается и резко возрастает вероятность заноса автомобиля.

Резкое нажатие педали тормоза до упора с последующим длительным удержанием педали в таком положении — грубая ошибка, особенно на скользком покрытии. Приемы торможения зависят от условий, возникающих в критической ситуации.

  • Условие 1. Расстояние до объекта возможного столкновения мало.

Если имеющееся расстояние не позволяет остановить автомобиль до препятствия, попытайтесь его объехать. Перед маневром объезда постарайтесь снизить скорость. Это облегчит выполнение маневра. Для экстренного замедления применяется резкий способ торможения.

При таком способе надо плавно, но за короткий промежуток времени нажать педаль тормоза до полной блокировки колес. После этого ослабить усилие и, отпустив педаль тормоза, убрать ногу с педали. Снизив таким образом скорость, вы можете начать маневр объезда препятствия.

Резкий способ торможения не применяется для полной остановки автомобиля, а только для экстренного замедления в критической ситуации.

  • Условие 2. Расстояние до объекта возможного столкновения достаточно для экстренной остановки.

Для полной остановки автомобиля в критической ситуации используйте ступенчатый способ торможения. Он заключается в том, что, приложив к педали тормоза начальное усилие, вы плавно, но за короткий промежуток времени увеличиваете его до кратковременной блокировки колес. Потом слегка ослабляете усилие на педали, предотвращая полную блокировку колес и возможный занос автомобиля, а затем сразу же опять увеличиваете усилие, добиваясь кратковременной блокировки колес, и так до полной остановки автомобиля.

На что обратить особое внимание?

Старайтесь, чтобы начальное усилие на педали было на грани блокировки колес. Если оно будет больше, вам придется растормаживать колеса и начинать все сначала.

В течение всего процесса торможения усилие на педали тормоза должно быть как можно ближе к уровню, необходимому для блокировки колес.

В случае начала заноса ликвидируйте его с помощью поворота рулевого колеса в сторону заноса.

Выбор дистанции

  • Ситуация 18. Легковой автомобиль движется в плотном транспортном потоке за грузовиком и приближается к регулируемому перекрестку. На светофоре включен зеленый сигнал, поэтому водитель легкового автомобиля намеревается, не снижая скорости, проехать перекресток в прямом направлении. Дистанция до грузового автомобиля равна 6 м. Перед самым перекрестком водитель грузовика неожиданно подает сигнал правого поворота и тормозит. Происходит попутное столкновение.

Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправильном выборе дистанции. Он не учел возможность торможения лидирующего автомобиля. Вероятность совершения ошибки увеличивается при большой интенсивности движения.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при запаздывании или отсутствии предупредительного сигнала о повороте лидирующего транспортного средства. Здесь также имеет значение различие в тормозных характеристиках автомобилей, скользкое покрытие, большая скорость движения.

  • Ситуация 19. Легковой автомобиль движется со скоростью 50 км/ч за грузовиком. Водитель легкового транспортного средства принимает решение обогнать грузовой автомобиль. Начав обгон, он видит встречный автобус, который может помешать выполнению маневра. В ожидании проезда этого автобуса водитель легкового автомобиля резко сокращает дистанцию до грузовика, движется почти вплотную к нему. Грузовой автомобиль резко тормозит, так как впереди него на проезжей части дороги появляется пешеход, переходящий дорогу (могут быть и другие причины торможения: яма или неровность на проезжей части; неожиданный маневр встречного транспорта; стоящий, останавливающийся, выезжающий на дорогу со двора или примыкающей дороги автомобиль). Происходит попутное столкновение легкового и грузового автомобилей, либо водитель легкового автомобиля, пытаясь избежать столкновения с грузовиком, выезжает на полосу встречного движения, и тут его автомобиль сталкивается с автобусом.

Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправильном выборе дистанции до лидирующего транспортного средства. Причиной этому может быть недооценка вероятности торможения лидирующего автомобиля, а также отвлечение внимания при выполнении обгона.

Вероятность возникновения ошибки повышается при движении за крупногабаритным транспортным средством, ограничивающим обзор впереди. Вероятность возникновения ДТП при ошибке в выборе дистанции увеличивается на скользком покрытии дороги, малой ширине или сужении проезжей части, большой скорости движения, различиях в тормозных характеристиках транспортных средств, неправильном торможении.

Выбор траектории движения

  • Ситуация 20. Водитель легкового автомобиля подъезжает к пересечению с главной дорогой, намереваясь совершить левый поворот. Видя подъезжающий слева грузовик и справа автобус, он решает поворачивать, не снижая скорости, чтобы успеть совершить маневр до того, как эти транспортные средства подъедут к перекрестку. В конечной фазе маневра водитель слышит резкий сигнал, который подает водитель автобуса, требуя освобождения пути для движения. Водитель легкового автомобиля круто поворачивает руль влево, чтобы освободить полосу движения, и при этом его транспортное средство выезжает на встречную полосу движения, где сталкивается с грузовиком.

Водитель совершил следующие ошибки: во-первых, недооценил скорость автобуса и неправильно оценил расстояние до него, во-вторых, слишком резко повернул.

Причины ошибок связаны с недостаточным развитием навыков определения скорости и расстояния до других транспортных средств, с плохой техникой руления.

Вероятность возникновения ДТП при совершении ошибок увеличивается при больших скоростях движущихся транспортных средств и малой площади перекрестка.

  • Ситуация 21. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по узкой двухполосной дороге, увидел, что легковой автомобиль, приближающийся со встречного направления, внезапно выехал на полосу встречного движения.

Чтобы избежать лобового столкновения, водитель поворачивает налево. В это же время легковой автомобиль возвращается на свою полосу движения, где происходит столкновение. Выезд легкового автомобиля на полосу встречного движения был связан с объездом поврежденного участка дороги.

Ошибка водителя грузового автомобиля заключается в том, что он во избежание столкновения выехал на полосу встречного движения. Причина ошибки — недооценка вероятности того, что легковой автомобиль вернется на свою полосу движения. Правильное решение в данной ситуации — снизить скорость и съехать вправо.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки повышается при больших скоростях движения транспортных средств, а также если водитель не подает предупредительного сигнала.

  • Ситуация 22. Легковой автомобиль, двигаясь по левой полосе движения, нагоняет автобус. Подав сигнал светом фар, чтобы автобус освободил полосу, водитель легкового автомобиля решает, что быстрее будет объехать транспортное средство справа. Выехав на правую полосу движения, легковой автомобиль сталкивается с автобусом, так как автобус тоже начал перестраиваться вправо.

Ошибка водителя заключается в выборе опасной траектории перестроения (справа). Причина ошибки — неверное предположение о том, что автобус не будет перестраиваться вправо. Вероятность совершения ошибки увеличивается, если водитель автобуса запоздал с подачей сигнала правого поворота. Вероятность возникновения ДТП при совершении ошибки повышается при резком выполнении обгона на большой скорости, скользком покрытии дороги, отсутствии обочины справа.


# ПОДЕЛИТЬСЯ:


# РЕКОМЕНДУЕМОЕ:

Курсы вождения 6 месяцев | Так это было – о взаимоотношениях между водителем и ГАИ | Проезд организованного кругового движения | Подготовка к получению прав категории А и B | Общаемся на дороге | Эстакада как часть экзамена ГИБДД | Диагностическое оборудование для автомобиля | Опасности и специфика вождения в дождь | Ремонт диагностика АКПП/МКПП | Самостоятельно снимаем тонировочную пленку со стекла автомобиля | Меняем старые грядки на новые | Авто на комиссию | Внешний тюнинг автомобилей Пежо | Форд-Мондео - иномарка российского производства | Разворот в три приема в ограниченном пространстве | Неприятность при пользовании стояночным тормозом | Вождение автомобиля с АКПП | Как происходит продажа автомобиля | Качественный и надежный хостинг | Продажа багажников и автобоксов |


# ОБСУЖДЕНИЕ:

Добавить комментарий


Читайте далее...
Органайзеры для автомобиля
Экспедиции в Северо-Западную Гренландию
Аренда автомобиля